Охрана общественного порядка

В июле 2014 года вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации «Об участии граждан в охране общественного порядка», которым установлены принципы и основные формы такого участия, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин.

В законе дано понятие общественного объединения правоохранительной направленности, каковым является не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка, народной дружины, как общественного объединения, основанного на членстве, участвующего в охране общественного порядка во взаимодействии с полицией и иными правоохранительными органами.

Определены ограничения для лиц, оказывающих помощь в охране общественного порядка. Они не вправе выдавать себя за сотрудников полиции и других правоохранительных органов, осуществлять деятельность, относящуюся исключительно к компетенции названных органов, а также допускать угрозы жизни и здоровью граждан.

Действующие на территории общественные объединения правоохранительной направленности и народные дружины подлежат включению в реестр, который ведут территориальные органы МВД России.

Законом определены следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:

- содействие органам полиции и иным правоохранительным органам;

- участие в поиске лиц, пропавших без вести;

- внештатное сотрудничество с полицией;

- участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.

Командиры народных дружин избираются членами дружин по согласованию с органами местного самоуправления и территориальным органом МВД России.

Планы работ народных дружин, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество участвующих народных дружинников подлежит согласованию с органами государственной власти, территориальным органом полиции.

Народные дружинники должны пройти подготовку в порядке, утвержденном МВД России, иметь удостоверение и носить форменную одежду с отличительными знаками, образцы которых утверждают субъекты Российской Федерации.

Народные дружинники вправе:

- требовать прекращения противоправных действий;

- принимать меры по охране места происшествия, обеспечению сохранности вещественных доказательств с последующей передачей их сотрудникам полиции;

- оказывать содействие полиции при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, закрепленных в ФЗ «О полиции»;

- применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации после предупреждения об этом. Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает угрозу жизни и здоровью граждан или ему самому, либо может повлечь иные тяжкие последствия. О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины;

- отказаться от исполнения обязанностей, если имеется угроза жизни и здоровью;

- осуществлять иные права, предусмотренные законом.

Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее время с согласия руководителя организации по месту работы или учебы.

Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством.

Органы государст