top of page

ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ

Твердые коммунальные отходы:

основы и порядок обращения!


Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образовавшиеся в жилых помещениях в процессе жизнедеятельности физических лиц, а также подобные отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.


В соответствии со ст. 24 89-ФЗ деятельность по обращению с ТКО осуществляется региональными операторами субъектов Российской Федерации.


На территории Санкт-Петербурга региональный оператор по обращению с ТКО – АО «Невский экологический оператор», – начал работу с 01.01.2022.


Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО на территории Санкт-Петербурга осуществляются в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 15.06.2022 № 361-р.


Оказание услуг по сбору и вывозу отходов осуществляется региональным оператором на основании договоров, заключаемых с собственниками ТКО.


Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.


Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, то есть вступил в силу с 01.01.2022 независимо от подписания сторонами, в связи с чем даже в случае его неподписания в письменной форме он считается заключенным.


Сбор отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения, осуществляется на контейнерных площадках, организация и содержание которых на территории Санкт-Петербурга в соответствии с п. 3.10.11. Положения, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098, относится к полномочиям районных администраций.


В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания индивидуальных контейнерных площадок, организуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, либо обустроенных на земельном участке многоквартирного дома, возложено на соответствующие хозяйствующие субъекты или управляющие организации.


Содержание общего имущества в МКД, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, в силу п. 26(1) перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, входит в состав услуг и работ, выполняемых управляющей организацией.


На основании п. 3.1.2 Порядка накопления ТКО, утвержденного распоряжением Комитета по природопользованию Санкт-Петербурга от 01.07.2022 № 371-р, выкат контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах, на площадках с твердым покрытием, в том числе в условиях сложившейся застройки, а также расположенных в специализированных помещениях, зданиях, строениях, сооружениях к местам погрузки ТКО обеспечивается силами отходообразователя.


Согласно п.п. 5 и 6 Правил, утвержденных постановлением от 12.11.2016 № 1156, способ коммерческого учета ТКО носит альтернативный характер и в целях осуществления расчетов с собственниками отходов может производиться расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.


Крупногабаритные отходы (КГО), образующиеся у населения и организаций (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), входят в состав ТКО и подлежат вывозу силами регионального оператора.


В соответствии с п. 11 Правил, утвержденных постановлением от 12.11.2016 № 1156, КГО разрешено складировать в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, либо на специальных площадках для складирования КГО (определены территориальной схемой обращения с отходами).


Складирование КГО на общих контейнерных площадках, не предназначенных для соответствующего типа отходов, запрещено.


В силу п. 12 Правил, утвержденных постановлением от 12.11.2016 № 1156, в случае возникновения необходимости вывоза КГО от места его образования потребитель вправе подать региональному оператору по обращению с ТКО заявку на установку на возмездной основе контейнера соответствующего типа.


Отходы от капитального ремонта (строительные отходы) относятся к строительному мусору и в зону ответственности регионального оператора не входят, в связи с чем размещение такие отходов на контейнерных площадках для ТКО и специальных площадках для КГО запрещено.


С учетом изложенного, строительные отходы подлежат вывозу и утилизации собственниками отходов с привлечением специализированной организации в частном порядке.


При накоплении ТКО и содержании контейнерных площадок запрещено:


  • складировать в контейнеры горящие, раскаленные или горячие отходы, КГО, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО (п. 14 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).

  • размещать все виды контейнеров и бункеров для накопления ТКО, включая КГО, за пределами ограждений контейнерных площадок, специальных площадок, за исключением контейнеров и бункеров, размещенных на площадках с твердым покрытием в условиях сложившейся застройки;

  • сортировать отходы из мусоросборников, а также из мусоровозов на контейнерных площадках;

  • перегораживать контейнерами и (или) бункерами тротуары, проходы и проезды, автомобильные дороги и т.д.;

  • перегораживать свободный доступ к контейнерам и (или) бункерам для проведения погрузочно-разгрузочных работ;

  • препятствовать свободному доступу собственников ТКО к местам (площадкам) накопления ТКО;

  • осуществлять извлечение компонентов ТКО из контейнеров и (или) бункеров;

  • уплотнять (утрамбовывать) накопленные в контейнерах и (или) бункерах ТКО (п. 3.1.8 Порядка накопления ТКО, утвержденного распоряжением Комитета по природопользованию Санкт-Петербурга от 01.07.2022 № 371-р).


Для приема использованных батареек, ртутьсодержащих приборов, аккумуляторов, градусников в городе установлены специальные контейнеры - экотерминалы. Сбор опасных отходов у населения также осуществляется посредством передвижных «экомобилей» и экологических пунктов.


Адреса расположения контейнеров и график работы «экомобилей» и экологических пунктов размещены на официальном сайте СПб ГУП «Экострой» (https://ecospbcom.ru).

В случае обнаружения ртутных термометров, люминесцентных ламп и иных опасных отходов вне специально отведенных мест необходимо обращаться в городскую аварийную службу на горячую круглосуточную линию по номеру тел. 328-80-69.


Санитарно-эпидемиологическим законодательством установлены конкретные требования к периодичности вывоза ТКО (в холодное время года (+5 °C и ниже) — не реже 1 раза в 3 суток; в теплое время года (выше +5 °C) — 1 раз в сутки), в связи с чем доступ к контейнерным площадкам должен быть обеспечен на постоянной основе для возможности подъезда техники перевозчика.


Лицо, осуществившее парковку автомобиля, препятствующего проезду мусоровоза к контейнерной площадке, подлежит административной ответственности по ст. 32-1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».


Кроме того, неправильно припаркованное транспортное средство может быть эвакуировано как орудие правонарушения.


При этом перегораживание контейнерных площадок является нарушением независимо от времени суток, а также графика вывоза отходов.


Организация несанкционированной свалки отходов влечет за собой административную ответственность по ст. 11.1 Закона  Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» в виде штрафа для граждан в размере до 5 тыс. руб.; для должностных лиц - до 50 тыс. руб.; для юридических лиц - до 1 млн. руб.


Сброс, накапливание и оставление или сжигание мусора, иных отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест влечет административную ответственность по ст. 28 Закона  Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» в виде штрафа для граждан в размере до 5 тыс. руб.; для должностных лиц - до 50 тыс. руб.; для юридических лиц - до 1 млн. руб.


Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами влечет за собой административную ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа для юридических лиц - до 750 тыс. руб.


Гражданам, осуществившим сброс отходов вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, может быть назначен штраф в размере до 50 тыс. руб.


Уполномоченными органами государственной власти, которые вправе принимать меры реагирования по фактам нарушений в области обращения с отходами, являются:


  1. Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу и администрации районов – по нарушениям, связанным с ненадлежащим санитарным состоянием контейнерных площадок;

  2. Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга – по нарушениям периодичности вывоза ТКО;

  3. Органы внутренних дел – по фактам размещения на контейнерных площадках отходов, не относящихся к ТКО;

  4. Государственная административно-техническая инспекция Санкт-Петербурга – по фактам преграждения доступа к контейнерным площадкам.

  5. Северо-Западное межрегиональное Управление Росприроднадзора, Комитет по природопользованию Санкт-Петербурга, администрации районов, органы внутренних дел – по фактам незаконного складирования отходов на территории города.


По всем вышеуказанным вопросам граждане также вправе обращаться в органы прокуратуры Санкт-Петербурга.


 

Старший помощник природоохранного

прокурора г. Санкт-Петербурга 

С.О. Калядин

Comments


bottom of page